Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия
Наш адрес: г.Новоузенск, ул. Советская, 24
20 мая 2019 года

Права потребителя и их защита

12.03.2019

Все мы ежедневно являемся потребителями - при покупке товаров, пользовании общественным транспортом, медицинскими, банковскими услугами, услугами связи и другими услугами.

При этом мы, к сожалению, привыкли к тому, что наши права нарушаются. Для того, чтобы защитить свои права, нужно их знать.

Главный закон в этой сфере это Закон «О защите прав потребителей». Нормы этого закона конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ, а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом законе, применяются нормы гражданского законодательства.

Что делать, если вы купили некачественный товар?

Первый шаг, который должен сделать потребитель, купивший бракованный или просроченный товар, — прежде всего, попытаться вернуть его в магазин. Отсутствие у Вас товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего документа не лишает  возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если продавец отказывается принять некачественный товар и вернуть вам деньги за него, придётся составить в письменном виде претензию с вашими требованиями. В претензии указываются следующие сведения:

1)    Шапка претензии:

-Данные организации — название, адрес, ФИО руководителя. В магазине эта информация должна быть указана в «Уголке потребителя». Если же вы заключали договор на покупку товара или оказание услуги, то данные продавца указаны в договоре.

-Ваши данные: ФИО, адрес проживания, контактный телефон.

2)Краткое изложение сути возникшей конфликтной ситуации.

3)Ваши требования о возврате денег, замене товаров, возмещении ущерба.

4)Желаемый срок выполнения требований.

6)Дата и подпись.

К  обращению прикладываются копии имеющихся у вас документов, свидетельствующих о покупке. Претензия должна быть написана в двух экземплярах. Один предоставляется продавцу, а другой оставляете себе, при этом на вашем экземпляре продавец обязан поставить свою подпись и дату. Если в магазине отказались принять заявление, то можно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В тех случаях, когда в ответ на претензию гражданин получил письменный отказ, за защитой своих прав он вправе обратиться в суд. 

Пожаловаться на нарушение прав потребителей можно в Роспотребнадзор, который контролирует качество товаров и услуг, проводит проверки в сфере общественного питания, деятельность медицинских учреждений и организаций, оказывающих услуги, — от управляющих компаний в ЖКХ до гостиниц и аэропортов. 

Права покупателя в магазине

Нормы, защищающие права покупателя в магазине, разбросаны по всему ЗОЗПП и ГК РФ. Постараемся выбрать наиболее часто встречающиеся случаи. Но в любом случае помните – покупатель всегда прав, или почти всегда!

Просроченный товар

Торговля просроченными товарами — это административное правонарушение (ст. 14.4 КоАП РФ), за которое предусмотрены серьезные штрафы, особенно если речь идет о небольшом магазине шаговой доступности. Для должностных лиц — от 3 тыс. до 10 тыс. рублей; для ИП — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; для юрлиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Просрочка на прилавке – это нарушение прав покупателя, который вправе немедленно убрать просроченный товар с полки. Продавец обязан исполнить это требование в присутствие покупателя. Можно не ограничиваться только этой просьбой, а пожаловаться в Роспотребнадзор, в обязанности которого входит защита прав покупателей товаров. Сделать это можно несколькими способами. Первый – написать о «просрочке» в книгу жалоб и предложения (предоставляется по первому требованию покупателя), второй – сфотографировать, написать письменную жалобу и отправить ее в контролирующий орган по почте или передать лично. Роспотребнадзор обязан будет провести проверку и отчитаться перед покупателем о ней.

Если просроченный товар был обнаружен покупателем уже после покупки, то продавец обязан его принять обратно и вернуть покупателю деньги, при этом возврат денег не лишает покупателя права пожаловаться во все тот же Роспотребнадзор.

Обман с ценниками

Это один из самых распространенных случаев, с которым сталкивались, наверное, все покупатели. В силу ст. 10-12 закона о защите потребителей продавец обязан проинформировать покупателя обо все существенных условиях совершения покупки, в том числе и о цене товара по договору купли-продажи, заключение которого подразумевается. Ценник является средством информирования. Изменение цены товара на кассе является грубым нарушением прав покупателя (потребителя), который вправе требовать продать ему товар по той цене, которая изначально указана на ценнике. В случае отказа можно пожаловаться в Роспотребнадзор и привлечь магазин к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

Разбил товар в магазине – нужно ли платить?

         Случайно разбив в магазине банку или бутылку, вы не обязаны оплачивать их стоимость. Согласно Гражданскому кодексу, при непредумышленном повреждении товара посетитель торгового заведения не должен компенсировать магазину причиненный ущерб. По статье 459 ГК, риски по сохранности находящейся в зале продукции и ответственность за неправильную организацию пространства торгового зала, повлекшие за собой материальный ущерб, возлагаются на продавца.

Имеют ли право не пускать в магазин покупателя?

Еще совсем недавно крупные гипермаркеты и крупные магазины не пускали покупателей с сумками, заставляя их сдавать вещи в камеры хранения. Это незаконно в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ), в соответствии с которым продавец не может оказывать предпочтение одному покупателю перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом. Так вот законом не предусмотрено, что покупатель без сумки имеет больше прав, чем покупатель с сумкой, поэтому покупатель имеет право зайти в магазин с любой «ручной кладью», а использование камеры хранения – исключительно его право, а не обязанность (ст. 421 ГК РФ). Другими словами, права отказать покупателю у продавца нет.


Дата изменения: 12.03.2019 09:04:17
Количество показов: 14

Возврат к списку




© 2013 Администрация Новоузенского муниципального района,
официальный сайт
413360, Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Советская, 24
тел.: +7 (84562) 2-15-82
Эл. почта: ud1094 @ mail.ru
Портал разработан
Инфо-Эксперт